www.simpre.ru 2001 :: '02 :: '03 :: '04 :: '05 :: '06 :: 2007 :: '08 :: '09

Журналисты нашли своих героев

В Санкт-Петербурге названы лауреаты премии «Приз симпатий российской прессы — СИМПРЕ 2007»

Слово пастыря
В номинации «общество» журналисты впервые отметили преставителя Церкви – митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла за укрепление роли Русской Православной Церкви в качестве социального института


Митрополит Кирилл: По- чти все проблемы, ко- торые произошли в Рос- сии, произошли от поп- рания системы цен- ностей, в которой жил и воспитывался народ на протяжении тысяче- летий. Революция была страшна не тем, что экономическая форма- ция сменилась, а тем, что были разрушены базисные ценности на- шей русской цивилиза- ции. Всякий раз, когда реформы разрушали эти ценности или посягали на них, они отторгались народом и никогда не приводили к тем ре- зультатам, которые де- кларировались их ини- циаторами... Церковная проповедь призвана обращать сознание лю- дей к этим ценностям. Но при достаточно боль- шом количестве крещё- ных людей в России, количество посещающих православные храмы, например воскресное богослужение, сравни- тельно невелико. Поэ- тому если мы ограни- чимся только устной проповедью в стенах храма, мы своей цели не достигнем. Для того, чтобы достичь перелома в жизни нашего обще- ства, чтобы действи- тельно достичь устой- чивого сохранения в на- циональной жизни этих базисных ценностей, обязательно необходима дискуссия обществен- ная, через которую и будет возрастать внимание людей к этим ценностям.
(Смоленск православный, 24.12.2007)

Митрополит Кирилл: Ксенофобия — это бо- лезнь, но, помимо того, чтобы бороться с наибо- лее явными ее проявле- ниями, надо посмотреть и на ее причины. Необходимо с раннего возраста воспитывать молодежь, опираясь на вековые ценности рус- ской цивилизации, органично сочетающие в себе любовь к Родине и уважение к другим национальным и рели- гиозным традициям. Через преподавание Ос- нов православной куль- туры, а также культуро- логических дисциплин, связанных с другими традиционными рели- гиями, необходимо воспитывать в детях чувство гражданской ответственности, ува- жения к своему и дру- гим народам, к их вере, культуре, обычаям.
(Российская газета, 09.03.2007)

Митрополит Кирилл: Сегодня много говорят об экономических сред- ствах преодоления демо- графического кризиса... Но нужна еще одна очень важная вещь: изменение отношения к родительскому подви- гу. Мы должны вновь сделать материнство престижным и почет- ным, окружить семью и детей заботой всего общества, добиться того, чтобы тратить деньги на ребенка было есте- ственно, а на дорогие ненужные вещи — сты- дно... Демографическая ситуация осложняется не только низкой рож- даемостью, но и высокой смертностью. Очень много людей умирает в трудоспособном воз- расте, и потому борьба с пьянством, наркома- нией, преступностью — тоже важный вклад в решение демографи- ческой проблемы. В об- щем, без нравственной перемены, только при помощи денег, эту проблему не решить.
(Российская газета, 09.03.2007)

МН: Будут ли уточнять- ся соответствующие фор- мулировки в Основах социальной концепции РПЦ, в которой факти- чески долгом правос- лавного человека назва- но непослушание влас- ти, когда она принуж- дает его отречься от Христа?
Митрополит Кирилл: ...Православная Церковь всегда будет держаться учения, которое она исповедует с апостоль- ских времен: мы дол- жны сотрудничать с властью в добрых делах и нравственно противо- стоять ее греховным действиям, особенно если речь идет о принуждении к отре- чению от Бога и веры. Церковь осознает свою инаковость по отноше- нию к власти больше, чем какое-либо другое сообщество. ...Но Церковь также по- нимает, что ее миссия заключается в благо- творном влиянии на эт- от мир и в призыве ко спасению всех людей, в том числе государст- венных деятелей.
...А такую миссию не- возможно совершать, если не занимать кон- структивную позицию в отношениях с властью. Наша задача состоит не в низвержении вла- сти, а в поддержании положительных перемен в ней.
(Московские новости, 26.10.2007)

Митрополит Кирилл: ...Не хотелось бы, чтобы Церковь контролировала тот или иной институт гражданского общества, это было бы совсем плохо. Но хотелось бы, чтобы во всех средствах массовой информации адекватно и честно представлялась точка зрения Церкви.
...Церковь обязана ду- мать в том числе и об историческом раз- витии страны. Хотя бы



для того, чтобы больше никогда не повторилась трагедия революции, чтобы больше никогда не взрывали храмы, чтобы больше никогда не расстреливали лю- дей. Если бы Российская Православная Церковь в XIX веке занимала такую же позицию, как мы сегодня, то, быть мо- жет, ни до какой рево- люции дело не дошло бы...
Да, Церковь должна учить добру, милосер- дию, любви, прощению, и она делает это. Но если вместе с тем она укло- нится от своего долга свидетельствовать о том, каким должно быть общество и в каком на- правлении должна раз- виваться страна, то это будет роковой ошибкой Церкви.
(Радио «Маяк-24», 28.03.2007)

МН: ...Будет ли Право- славная Церковь вести, помимо политического, какой-то богословский диалог с исламом?
Митрополит Кирилл: ...Мы удовлетворены тем, на каком теорети- ческом уровне идет диалог с Ираном.
Мы открыты и к диалогу с суннитской частью ислама. И у нас тради- ционно хорошие отноше- ния с мусульманами Сирии, Иордании, Егип- та, с палестинцами. И я, конечно, хотел бы все-таки подчеркнуть, что и с очень многими мусульманами России мы находимся в диало- ге — может быть, не столько в богословском, сколько в практическом. Мы придаем этому очень большое значение. Построение отношений между православными и мусульманами в Рос- сии и вообще на постсо- ветском пространстве в этот сложный пере- ходный период нашей общей истории является весьма высоким для нас приоритетом.
(Московские новости, 26.10.2007)

«Когда наши богачи начинают сорить день- гами, они позорят Рос- сию. Но, помимо того, что они позорят Россию перед лицом внешнего мира, ведь они прово- цируют колоссальное внутреннее напряжение в стране. Ведь второй раз нельзя наступать на те же грабли. Ведь один раз богатые и бедные, столк- нувшись, породили кон- фликт революции и гражданской войны», — заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского пат- риархата митрополит Смоленский и Калинин- градский Кирилл в ин- тервью телеканалу «Вести-24».
(Lenta.ru, 05.03.2007)

Русская православная церковь после серии нелестных высказыва- ний в адрес авторов громкого «письма деся- ти академиков» прези- денту несколько смяг- чила свою позицию. Вчера митрополит Смо- ленский и Калинин- градский Кирилл, воз- главляющий отдел внешних церковных свя- зей Московского патри- архата, заявил, что искренне «хотел бы пого- ворить с этими людьми по-человечески, в спо- койной обстановке, а не в политизированном ключе, без какого-то ненужного пиара».
Примечательно, что сами авторы письма, в котором выражалась озабоченность по поводу растущей клерикали- зации российского обще- ства, отнеслись к коррек- тировке позиции РПЦ с пониманием.
...Церковь, подчеркнул руководитель ОВЦС, от- крыта к диалогу с людьми различных взглядов, не исключая и атеистов. «Они перепу- ганы клерикализаци- ей, — несколько снисхо- дительно отозвался об авторах письма митро- полит, и пояснил: — Клерикализация это когда духовенство берет в свои руки светскую власть. Если бы у нас министром науки наз- начили митрополита, вот это была бы кле- рикализация». Но такого развития событий, как заверил митрополит Кирилл, опасаться не следует, ибо «церковь никогда не наступит на одни и те же грабли».
(Время новостей, 14.08.2007)

Руководитель отдела внешних церковных свя- зей еще раз подчеркнул, что РПЦ отнюдь не про- тив диалога с католика- ми и протестантами...
Примечательно, что заявление о готовности к открытому диалогу как с атеистами, так и с представителями других христианских конфессий прозвучало на пресс-конференции, посвященной первым итогам того, что Московский патриархат


считает одним из глав- ных успехов своей примирительной поли- тики. Речь идет о состоявшемся 17 мая объединении двух раз- деленных частей рус- ской церкви: РПЦ Московской патриархии и Русской православной церкви за рубежом.
(Время новостей, 14.08.2007)

Митрополит Кирилл: Единство — сама суть бытия Церкви. Господь Иисус Христос для того ее и создал, чтобы люди в ней достигали един- ства с Богом и друг с другом. Поэтому вос- становление единства, разрушенного страшны- ми событиями ХХ века, конечно же, является великим торжеством Церкви. И наш народ в целом проявил очень большое внимание, большую отзывчивость к тому, что произошло 17 мая.
(Московские новости, 26.10.2007)

Ведущий: Вы — человек, который, можно сказать, своей волей и своей энергией вызвал к жиз- ни этот Всемирный Рус- ский Народный Собор. Люди, близкие к Церк- ви, хорошо знают, что это была именно Ваша инициатива.
Митрополит Кирилл: ...Церковь ассоциирует- ся в сознании большин- ства людей с батюшка- ми, с архиереями, с об- лачением и богослу- жением. И порой, когда кто-то из священников излагает свое мнение по тому или иному вопросу, это восприни- мается как позиция Церкви. Но люди забы- вают, что в храме слу- жит один священник, может быть, два или три. А за богослужением молятся сотни, может быть, даже тысячи людей. Вот это все и есть Церковь...
Из такого понимания природы Церкви и ее ро- ли в нашей жизни возникла идея иници- ировать рождение неко- его общественного орга- низма, который стал бы площадкой для диалога всех ответственных и здоровых сил и одно- временно — механиз- мом для выработки общего взгляда на самые важные вопросы совре- менности.
...Все больше людей самых разных взглядов и убеждений притекает на Собор. Поэтому мы и воспринимаем его как уникальную площадку для общенациональной дискуссии. Если бы Со- бор был последовательно односторонней, напри- мер, ультрапатриоти- ческой, тусовкой, то он никогда не снискал бы такого авторитета, кото- рым обладает сегодня.
(Радио «Маяк-24», 28.03.2007)

Митрополит Кирилл: Речь святейшего патри- арха в парламентской ассамблее Европы имеет историческое значение. Впервые светская меж- дународная организа- ция такого уровня слышит послание главы нашей Церкви. Совет Европы — это организа- ция, в которой формиру- ются мировоззренческие и правовые стандарты объединенной Европы. И долгое время дискус- сия осуществлялась иск- лючительно в светской системе координат. Религиозный фактор не принимался во вни- мание. Сейчас Совет Европы открывается к тому, чтобы слышать позицию Церквей, и этот факт в том числе явился результатом работы Русской Православной Церкви в Страсбурге...
(Московские новости, 26.10.2007)

МН: Противоречия меж- ду христианским и свет- ским пониманием прав и свобод должны быть сняты с философской точки зрения. Но это конфронтационные воз- зрения, несмотря на то, что у них в какой-то мере общие корни. Так возможно ли в принци- пе решение этого конфликта?
Митрополит Кирилл: Если бы невозможно было, так мы бы, на- верное, не выступали. Тогда нужно было бы просто сказать, что мир во зле лежит, и никакого диалога с ним быть не может. Но поскольку мы глубоко убеждены в том, что возможно гармонично соединить одно и другое таким образом, чтобы не навре- дить человеческой лич- ности, чтобы не умно- жать зло — поэтому мы и находимся в диа- логе со светским миром, в том числе с междуна- родными организаци- ями. Нас не оставляет уверенность — или, ско- рее, надежда на то, что диалог возможен.
(Московские новости, 26.10.2007)


   Справка: Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский

Родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде в семье священника.
В 1964 году окончил среднюю школу и в 1965 году поступил в 1-й класс Ленинградской духовной семинарии, полный курс которой закончил в 1967 году. В том же году поступил на первый курс ЛДА.
3 апреля 1969 г. митрополитом Ленинградским Никодимом пострижен в монашество;
7 апреля того же года рукоположен во иеродиакона.
1 июня (в праздник Св. Троицы) рукоположен во иеромонаха.
В этом же 1969 году он с отличием окончил Ленинградскую духовную академию.
В июне 1970 года ему была присуждена степень кандидата богословия. После защиты диссертации был оставлен при академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДА.
12 сентября 1971 г. о. Кирилл возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве.
26 декабря 1974 г. назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии.
14 марта 1976 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.
9 сентября 1976 г. утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ.
2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа и 5 сентября награжден памятной панагией.
16 ноября 1979 г. назначен членом Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства.
29 мая 1980 г. участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии на о. Патмос и Родос.
26 декабря 1984 г. назначен архиепископом Смоленским и Вяземским.
Определением Св. Синода от 14 ноября 1989 г. назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Св. Синода по должности.
25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита.


  ПОЛИТИКА        стр.1

Такого, как Путин

В сфере политики вне конкуренции для рос- сийских журналистов оказался Владимир Путин, создавший но- вый образ российского лидера в глазах мирового сообщества.

Первая олимпийская победа

Самой привлекатель- ной политической организацией для «акул пера» неожи- данно стала органи- зация, изначально совершенно неполити- ческая - Заявочный Комитет «СОЧИ 2014» за обеспечение победы, укрепившей полити- ческую значимость страны.

  ЭКОНОМИКА    стр.2

Журналисты любят не за деньги

Среди бизнесменов признания журна- листов удостоился Алишер Усманов за активное развитие российских СМИ путём строительства соб- ственного медиахол- динга.

Светлый путь

В качестве самой положительной бизнес-структуры представи- тели российской прессы выбрали РАО ЕЭС - за формирование либерального рынка в энергетике России.

  КУЛЬТУРА          стр.3

Весеннее воскресение

В области культуры «официальным любим- цем журналистов» стал Валерий Гергиев с его Пасхальным фести- валем - за творческое развитие российского культурного наследия.

  СПОРТ                   стр.4

«Золотое чудо» России

«Чемпионкой по сим- патиям СМИ в личном зачёте» стала тренер российской сборной по художественной гим- настике Ирина Винер за «золотое чудо» на чемпионате Европы

Впервые – в зените

Наибольшее число бо- лельщиков среди опро- шенных журналистов оказалось у футболь- ного клуба «Зенит», в 2007 году впервые ставшего победителем чемпионата России по футболу.

  ОБЩЕСТВО        стр.5

Слово пастыря

В номинации «обще- ство» журналисты впервые отметили представителя Церкви - митрополита Смолен- ского и Калининград- ского Кирилла за укрепление роли Русской Православной Церкви в качестве социального инсти- тута.

Страна в онлайне

«Приз симпатий российской прессы» в общественной сфере получил флагман российского «бума социальных сетей» «Одноклассники.Ру» за вклад в интеграцию общества.