www.simpre.ru 2001 :: '02 :: '03 :: '04 :: '05 :: '06 :: 2007 :: '08 :: '09

Журналисты нашли своих героев

В Санкт-Петербурге названы лауреаты премии «Приз симпатий российской прессы — СИМПРЕ 2007»

Весеннее воскресенье
В области культуры «официальным любимцем журналистов» стал Валерий Гергиев с его Пасхальным фестивалем — за творческое развитие российского культурного наследия


Традицию совмещать празднества Пасхи с ге- роическим днем Победы ввел в обиход страны неутомимый маэстро Валерий Гергиев. И это добавило очки его Пас- хальному проекту, ко- торый в этом году побил все рекорды по своим срокам и количеству концертов. Даже маэс- тро удивился: «Это был самый масштабный фестиваль из тех, кото- рые мне удавалось проводить за всю мою жизнь». За тридцать дней — 120 концертов в 24 городах России, почти сто из них — благотворительные. Тысяча артистов из восьми стран мира, гастроли Мариинского оркестра в Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Ульяновске, впервые — концерты на Кавказе: в Нальчике, Есентуках, Владикав- казе, Кисловодске. Кроме того, масштабные репертуарные проекты — пятидневные гастроли балетной труппы Мариинского театра в Москве, исполнение десяти партитур Игоря Стравинского.
Резюмируя впечатле- ния от размахов содеян- ного, Гергиев особенно доволен тем, что в регионах появилась заинтересованность: «Мы испытали ощуще- ние подъема и уверен- ности, а не растерян- ности. У нас не было ощущения, что мы де- лаем то, что другим не нужно».
(Российская газета, 11.05.2007)

В 2002 году, когда пер- вый Пасхальный фес- тиваль буквально сот- кался из воздуха, пого- варивали, что он заду- ман, чтобы передать Гергиеву власть над музыкальной ситу- ацией в обеих столицах. Маэстро устраивал московский фестиваль по тому же принципу, что и свои петербург- ские «Звезды белых ночей»: привозил оперных звезд и даже показывал спектакли с ними на открытом воздухе (например, сыг- рал «Бориса Годунова на Соборной площади Кремля, несмотря на проливной дождь и про- низывающий ветер). Но вскоре стало ясно, что Гергиеву хочется не власти над Москвой, а размаха. Через год Пасхальный фестиваль обрел статус всерос- сийского, и дирижер вместе со своими вер- ными оркестрантами впервые отправился в турне по провинциаль- ным городам страны. Теперь стало оконча- тельно ясно, что Гергиев сделал ставку не на Москву, а на регионы. В нынешней програм- ме — 100 концертов в 22 городах, не считая столичных. Размах Московского пасхаль- ного фестиваля заметно отличают его от евро- пейских мероприятий подобного рода. Напри- мер, Зальцбургский (в нынешнем году от- мечающий 40-летие) и Венский пасхальный фестивали идут от силы неделю-две и сосре- доточены в одном месте.
(Новые Известия, 10.04.2007)

Для маэстро Гергиева идея объединения



и воссоздания распав- шихся культурных связей выглядит сегодня наиболее актуальной: «Мы должны сейчас собирать камни, а не разбрасывать их. В Рос- сии наконец наступило время строительства, и роль искусства, музы- ки, театра возрастает сейчас как никогда». Маэстро хотелось бы, чтобы на концертах Пасхального фестиваля как можно больше людей «испытали бы то очищение», которое он испытывает сам от воздействия музыки и театра. Поэтому про- грамму фестиваля он составил с таким рас- четом, чтобы донести до массового слушателя идею традиции, вели- ких ценностей, которые столетиями собирались в русском искусстве...
«Я сознательно не стал в этот раз делать ставку на звезд, — сказал маэ- стро. — В Пасхальном уже участвовали Анна Нетребко, Ульяна Ло- паткина, Вадим Репин. Но надо думать, кто будет за ними, кто придет вслед, скажем, за Максимом Венгеро- вым. Поэтому в нынеш- нем фестивале я буду представлять талант- ливых молодых испол- нителей. Ведь главная проблема сейчас в том, что наши российские музыканты стараются в первую очередь заклю- чить контракт в Амери- ке, в Европе, в Японии, а по остаточном прин- ципу — в России. И если мы сейчас не обеспечим мощнейшую структуру их „возврата“, то мы проиграем».
Перспективу решения этой проблемы маэстро видит не только в прив- лечении музыкантов к собственным концерт- ным программам, но и в строительстве новых концертных залов в России. «Первые и пос- ледние два великих концертных зала в Рос- сии были построены больше ста лет назад — это зал Петербургской филармонии и Большой зал Московской консер- ватории. Теперь в Петер- бурге появился новый Концертный зал Мари- инского театра, не ус- тупающий по своим акустическим каче- ствам лучшим в мире японским залам. Но если мы сможем в горо- дах России строить такие залы — это будет дей- ствительно культурная политика России не на словах, а на деле».
(Российская газета, 16.03.2007)

Подводя итоги VI фес- тиваля, смело можно сказать, что фестиваль уже прочно встал на ноги,


обретя как свое соб- ственное лицо, так и стабильный круг мно- гочисленных слуша- телей, готовых прийти в зал не только на попу- лярную классику, но и на концертные програм- мы, которые в иной ситуации вряд ли соб- рали бы полные залы.
(Радио «Культура», 09.05.2007)

«За годы существования Пасхального фестиваля в его рамках звучало так много разной музыки, было реали- зовано столько неверо- ятных проектов, что, казалось, публику удивить уже нечем, по крайней мере, сто- личную, — пишет сего- дня Илья Овчинников в издании „Газета“. — Тем не менее форум вновь оставил немало сильных впечатлений, а некоторые его програм- мы стали крупнейшими событиями московского сезона»...
Фестиваль прошел под знаком Стравинского, и это, во многом, по мысли Ильи Овчин- никова, и стало главной заслугой руководителя форума Валерия Гер- гиева. В июне испол- няется 125 лет со дня рождения величайшего композитора ХХ века. Для Москвы, настаивает обозреватель издания «Газета», это огромное событие. Однако если 100-летию Шостаковича Московская филармония посвятила целый фес- тиваль, то для юбилея Стравинского, кажется, у нее не нашлось хотя бы даже одного моногра- фического концерта. «Так, за один месяц один Гергиев предста- вил больше сочинений Стравинского, нежели все московские дириже- ры за весь сезон», — комментирует Илья Овчинников.
(Радио «Культура», 11.05.2007)

Что остается неизмен- ным в Пасхальном фес- тивале каждый год — это необыкновенная актив- ность и энергия его художественного руко- водителя Валерия Гер- гиева. Успевая бывать в десяти разных местах чуть ли не одновремен- но, он делает все, чтобы его фестивальное детище развивалось по нарас- тающей самыми стреми- тельными темпами. Казалось бы, сделать фестиваль еще более масштабным, чем он был в этом году — просто невозможно. Но, зная Валерия Гергиева, мож- но довольно уверенно сказать: в данном слу- чае невозможное — воз- можно.
(Радио «Культура», 09.05.2007)


   Справка «Симпре»: Валерий Абисалович Гергиев

Окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова по классу симфонического дирижирования у профессора Ильи Мусина. В 23 года одержал победу на конкурсе дирижеров имени Герберта фон Караяна в Берлине и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр. В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра.

С 1995 года — главный приглашенный дирижёр Роттердамского филармонического оркестра, с 1997 по 2002 — главный приглашенный дирижёр нью-йоркской Метрополитен-оперы. С 1 января 2007 года — главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра.

Валерий Гергиев — инициатор создания и художественный руководитель многих международных музыкальных фестивалей, в числе которых фестиваль в Миккели (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Роттердам Филармоник-Гергиев фестиваль (Голландия), Московский Пасхальный фестиваль. Является вдохновителем и душой ежегодного фестиваля «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, организованного им в 1993 году.

Народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы. «Дирижер года» (International Classical Music Awards,1994). Высшая театральная премия страны «Золотая маска» как лучшему дирижеру года (с 1996 по 2000 гг.).

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, орден Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени за участие в благотворительных и культурных программах русской православной церкви (2003).
Удостоен правительственных наград Германии — Крест первого класса «За заслуги», Италии — орден Grand Ufficiale, Франции — орден L’Ordre des Arts et des Lettres. В 2002 году присуждена премия Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства. В марте 2003 года удостоен почетного звания «Артист мира ЮНЕСКО». Почетный гражданин Санкт-Петербурга.

В 2005 году Королева Нидерландов Беатрикс удостоила Валерия Гергиева звания Рыцаря Ордена Нидерландского Льва. В ноябре 2006 император Японии удостоил Валерия Гергиева высокой награды — ордена «Восходящего солнца». В апреле 2007 года ему была вручена высшая награда Франции — орден «Почетного Легиона».

Лауреат премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (2005). Record Academy Award (Япония, 2006). Лауреат премии имени Герберта фон Караяна, учрежденной музыкальным фестивалем в Баден-Бадене (2006). Обладатель премии фонда американо-российского культурного сотрудничества за большой вклад в развитие культурных связей России и США (2006). Приз Academie du disque lyrique (2007).


  ПОЛИТИКА        стр.1

Такого, как Путин

В сфере политики вне конкуренции для рос- сийских журналистов оказался Владимир Путин, создавший но- вый образ российского лидера в глазах мирового сообщества.

Первая олимпийская победа

Самой привлекатель- ной политической организацией для «акул пера» неожи- данно стала органи- зация, изначально совершенно неполити- ческая - Заявочный Комитет «СОЧИ 2014» за обеспечение победы, укрепившей полити- ческую значимость страны.

  ЭКОНОМИКА    стр.2

Журналисты любят не за деньги

Среди бизнесменов признания журна- листов удостоился Алишер Усманов за активное развитие российских СМИ путём строительства соб- ственного медиахол- динга.

Светлый путь

В качестве самой положительной бизнес-структуры представи- тели российской прессы выбрали РАО ЕЭС - за формирование либерального рынка в энергетике России.

  КУЛЬТУРА          стр.3

Весеннее воскресение

В области культуры «официальным любим- цем журналистов» стал Валерий Гергиев с его Пасхальным фести- валем - за творческое развитие российского культурного наследия.

  СПОРТ                   стр.4

«Золотое чудо» России

«Чемпионкой по сим- патиям СМИ в личном зачёте» стала тренер российской сборной по художественной гим- настике Ирина Винер за «золотое чудо» на чемпионате Европы

Впервые – в зените

Наибольшее число бо- лельщиков среди опро- шенных журналистов оказалось у футболь- ного клуба «Зенит», в 2007 году впервые ставшего победителем чемпионата России по футболу.

  ОБЩЕСТВО        стр.5

Слово пастыря

В номинации «обще- ство» журналисты впервые отметили представителя Церкви - митрополита Смолен- ского и Калининград- ского Кирилла за укрепление роли Русской Православной Церкви в качестве социального инсти- тута.

Страна в онлайне

«Приз симпатий российской прессы» в общественной сфере получил флагман российского «бума социальных сетей» «Одноклассники.Ру» за вклад в интеграцию общества.