www.simpre.ru 2001 :: '02 :: '03 :: '04 :: '05 :: 2006 :: '07 :: '08 :: '09

Российские журна- листы определились с симпатиями

4 июня объявлены лауреаты премии «Приз симпатий российской прессы – СИМПРЕ 2006».

Пётр, без которого не было бы Павла
В номинации «Общество» приз Симпре-2006 неожиданно попал к Петру Мамонову – человеку, который мог бы смело претендовать на победу в номинации «Анти-светский персонаж», если бы такая существовала. Как настоящий поэт и философ, Мамонов уже много лет живёт в деревне. Хотя, как настоящий актёр, он всё же изредка появляется перед публикой - на сцене и на киноэкране.


Именно появление Мамонова на сцене и стало основной причи- ной того, что актёр внезапно оказался в фокусе общественного внимания. И не просто внимания – для этого по нашим временам доста- точно в каком-нибудь реалити-шоу штаны с себя снять... Мамонову именно «внимали» в буквальном смысле этого слова, как в древние времена вни- мали пророкам. Мамонова слушали жадно, с надеждой, с удивлением и с восторгом… Естественно, речь о ставшем уже знаменитым выступлении актёра на церемонии вручения премий «Золотой Орёл», где Мамонов получал «птичку» за лучшую роль года – в фильме Лунгина «Остров». Наверняка все помнят хотя бы одну из четырёх «ключевых фраз» этого выступления: «Путин — маленький, худенький, он разведчик, что он может... Эта ваша беспечная жизнь приведёт к тому, что мы все будем учить китайский язык... Хватит сидеть на порносайтах, пора делом заниматься!... Девки, давайте рожайте!» Эти в общем-то незамысловатые слова человека в свитере и в кроссовках мгновенно вызвали фурор и среди журналистской братии, и среди гламурной публики. У первых появилась сенсация, у вторых – повод для разговоров и шуток. Впрочем, многие критики, которых «Остров» категорически не устроил «популизмом», «сервильностью», «лубочностью» и т.д., со злорадным удовольствием цитировали и начало речи Мамонова: «Как-то я здесь не к месту, не моё это... Меня вот перед церемонией в коридоре окружили... Идолопоклонство всё это... Я вот хочу сказать, пусть Паша Лунгин на меня не обижается, мы какое-то кинцо простое сняли. Мы ведь сделали очень простое кино. И только на общем фоне оно выделяется». Однако даже критики-недоброжелатели, ругая на чём свет стоит режиссёра, сценариста, ВГТРК, оргкомитеты «Ники» и «Золотого Орла» и т.д., не обмолвились ни единым плохим словом про исполнителя главной роли. Напротив, фактически именно Мамонов был единодушно – как недоброжелателями, так и лояльными критиками, - признан главным «фактором успеха» фильма. Благодаря тому, что в фильме не «играл», а просто жил, взломав встроенные в систему Станиславского внутренние ограничители и полностью выйдя за её пределы. В образе кающегося грешника – островного отшельника – деревенский отшельник Мамонов увидел самого себя. «Беда этого "кинца" - расчётливость, лавочный нюх на то, что можно сегодня продать... А больной русский корень – Мамонов, его хорошо "подогнали", где надо сточили, обточили и - натянули, набили, насадили коронку... И золотой зуб ("кинцо") на больном корне засветился, всем понравился, почти всем...» (Nazlobu.ru, 20.02.2007) «В итоге были отобраны беспроигрышные компоненты. Во-первых, Петр Мамонов. Человек, которого можно голого посадить перед камерой в белой комнате на полтора часа, а потом отснятый материал (безо всякого монтажа) смело везти на любой кинофестиваль. Критики сами обнаружат и "замысел", и "метафоры", и "подтекст". (Агентство Политических Новостей, 09.01.2007) «Получив шесть наград в основных номинациях, картина оказалась абсолютной



рекордсменкой за всю пятилетнюю историю премии, хотя бесспорно заслуживал статуэтки один лишь Петр Мамонов, своей игрой, выходящей за рамки обычного лицедейства, спасший это довольно слащавое кино». (Коммерсантъ-Власть, 05.02.2007) Газета «Труд» сразу - ещё до «Золотого Орла» и «Ники» - признала Мамонова «Актёром года»: «В "Острове" он не играет, а всеми своими морщинами, порами, желтоватой кожей, гнилыми зубами, оголенными нервами с исповедальной пронзительностью проживает судьбу отца Анатолия, исподволь превращая фильм в актерский и человеческий подвиг. Браво!». (Труд, 30.12.2006) «Рейтинг, как известно, от качества не зависит, поэтому объяснять успех «Острова» его художественными достоинствами не будем. Хотя они есть, а то, что делает на этом острове Петр Мамонов, вообще далеко выходит за рамки актерской игры. Вот это, я думаю, и есть то главное, что притягивает к фильму людей, как притягивает их все необъяснимое и чудесное. «Старец» Мамонова -- воплощение великой русской веры в волшебное решение самых страшных и тупиковых вопросов. Надежды на встречу с чудом. На то, что Бог – даст». (Алла Боссарт, «Время новостей», 25.01.2007) Даже сам Лунгин, который, казалось бы, совершенно спокойно мог не отдавать все лавры актёру, а высказаться в традиционно-обтекаемом стиле «мы все одна команда», «фильм делают две сотни человек» и т.д., честно признался: «Мамонов вообще не играет. Его герой — это такой кентавр из роли и реальной личности. Не знаю уж, кто кого тут пересиливает. Конечно, я не могу быть объективным, но говорю вам абсолютно искренне: я такой пронзительной игры, такой молитвы, такого чувства правды — экстатической, особой правды — никогда в кино не видел». (Труд, 10.01.2007) Но в то же время именно Лунгин достаточно нелицеприятно отозвался как раз о той самой речи Мамонова на вручении «Золотого Орла», которой так радовались многие журналисты, любящие «жареные» факты и «звонкие» цитаты: «Я не в большом восторге от этой речи. Я слышал гораздо более глубокие рассуждения Пети... Мне кажется, опосредованное внимание к речи Мамонова со стороны масс-медиа заключается в болезненном интересе к власти, поскольку Мамонов дал ей некоторые определения…» (На смену!, 13.03.2007 ) Можно, конечно, предположить, что режиссёра всё же задело определённое принижение достоинств картины, прозвучавшее из уст актёра, и Лунгин решил не продолжать неприятную для себя лично тему. Однако, скорее всего, Павел Семёнович был искренен, хорошо зная, какие действительно глубокие и мудрые мысли может высказывать его Пётр.


Из интервью Петра Мамонова «Новой газете» 24.07.2006: «У нас извращенный взгляд на христианство. А это просто. Сколько крови можешь отдать за другого. Потому что написано: «Что сделал одному из малых сих, то ты сделал мне». Сколько можешь у постели матери просидеть, которая одурела от старости и болезней. Вот где приходится умирать каждый день. Как в Чечне ребятишки стоят.… Способ действия? Себя делай. Эту маленькую точечку. И на эту маленькую точечку светлее станет. А если только указывать: это не так, да пенсии мало, да правительство козлиное, да американцы поганые, да бен Ладен, будь неладен. ...Ничего не сдвинется. Только умножится злоба, которой и так хватает. Давайте злобу уменьшать. Об этом мы и хотели снять свое робкое кино «Остров»… Зла как такового нет. Мы его овеществляем. Своим раздражением. Неуважением друг к другу… Все мои таланты разночисленные — не моя заслуга… Понимаю, что я, Петя Мамонов, тут ни при чем. Я пропил, скажем, пятьсот песен, которые людям, может, помогли бы. Втоптал в водку, в грязь. Кичиться этим, что ли? Мол, мы, поэты, и из грязи можем истину вещать. Чепуха. Нам как раз-то и положено, которым дано. Как можно чище, аккуратнее жить. Потому что все так хрупко, незащищенно. Вы же видите, как сорняки на грядке так и прут…» Поэтому хочется верить, что на самом деле российские журналисты отдали свои симпатии Мамонову не за «худенького разведчика» и «сидение на порносайтах», а за совершенно другие слова. Которые актёр произнёс в той же короткой речи после получения «Золотого орла», но которые заметили не все и не сразу. Поскольку эти слова слишком резко выбивались из виртуальной реальности, в которой проходила церемония и в которой существует почти вся наша медийная среда – от кинофильмов до газет: «Я не понимаю, почему люди смотрят фильм «Остров» и плачут в кинотеатрах, а то, что происходит вокруг, никого не волнует. А когда игровой аппарат в магазине стоит? У меня сосед, там, в провинции, где я живу, проиграл все деньги на таком автомате. Взял в банке кредит — и его проиграл. Потом проиграл дом, потом повесился. И вот над этим никто что-то не плачет...» Действительно, неожиданные слова для тех, кто привык отделять искусство от жизни, персонажей - от актёров, а себя – от зрителей, считая экранную виртуальность явлением высшего порядка по сравнению со скучной повседневной реальностью. Но только не для человека, который уже много лет живёт в настоящем, невыдуманном мире. И не покидает его, даже снимаясь в кино. Что, по меркам сегодняшней интеллигенции, если и не подвиг, то, по крайней мере, повод для награждения призом симпатий. Причём вполне искренних.


   Справка «Симпре»: Пётр Николаевич МАМОНОВ

Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве.
В 1979 году окончил Московский полиграфический техникум. В 1979—1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. Работал печатником в типографии «Красный пролетарий».
В 1984—90 годах — руководитель и вокалист группы «Звуки Му».
В 1991—1995 годах — руководитель и вокалист группы «Мамонов и Алексей».
Работает по договору в Театре им. Станиславского. Театральные работы: «Лысый брюнет» (1991), «Полковнику никто не пишет» (1995), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1997, моноспектакль).
В кино дебютировал в 1986 году в короткометражном фильме «Хау ду ю ду». Сыграл в фильмах «Игла» (1988), «Такси-блюз» (1990), «Аnna Karamazoff» и «Нога» (1991), «Терра инкогнита» и «Время печали еще не пришло» (1995), «Пыль» (2005), «Остров» (2006).
За главную роль в «Острове» получил множество кинематографических премий — «Ника», «Золотой Орёл» и др.
Петр Николаевич в совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях.


  ПОЛИТИКА        стр.1

За демократию аль за суверенитет?

Приз Симпре-2006 в номинации «полити- ка» получил замести- тель главы Админи- страции Президента РФ Владислав Сурков за вклад в формирование национальной иден- тичности постсоветской России – проект «суве- ренная демократия».

На высшем уровне

В области политики симпатии российской прессы снискал Орг- комитет по подготовке и проведению Саммита G8 в Петербурге за успешную реализацию международного про- екта «на высшем уровне».

  ЭКОНОМИКА    стр.2

Государство – это я

В области бизнеса при- знания журналистов удостоился глава «Рос- сийского алюминия» Олег Дерипаска, соз- давший вторую после «Газпрома» нацио- нальную корпорацию мирового уровня.

Каждая кухарка будет управлять государственной компанией

Приз Симпре-2006 в номинации «Бизнес» достался компании «Роснефть» за органи- зацию первого россий- ского народного IPO

  КУЛЬТУРА          стр.3

Кино для всех

Симпатии журналис- тов в области культуры практически едино- душно оказались на стороне создателей фильма «Остров» – режиссера Павла Лунгина и ВГТРК за вклад в развитие отечественного кине- матографа

  СПОРТ                   стр.4

Победитель, сын Победителя

В области спорта в 2006 году свои симпатии российские журналисты отдали фигуристу Евгению Плющенко, скромному светловолосому парню, выигравшему Олимпи- аду в Турине так внешне легко и непринуждённо, что в боксе это наверняка назвали бы «победой за явным преимуще- ством».

Невероятная победа итальянца в России

«Приз симпатий рос- сийской прессы» в области спорта полу- чила и Всероссийская федерации волейбола - за обеспечение первой в истории российского спорта победы женской национальной сборной на чемпионате мира.

  ОБЩЕСТВО        стр.5

Пётр, без которого не было бы Павла

В номинации «Обще- ство» приз Симпре-2006 неожиданно по- пал к Петру Мамонову – человеку, который мог бы смело претендовать на победу в номинации «Анти-светский персонаж», если бы такая существовала.

Плодитесь и размножайтесь

В номинации «Обще- ство» в 2006 году журналистами отме- чен также «иници- атор» российского «бэби-бума», Совет по реализации приори- тетных национальных проектов и демогра- фической политике под руководством Дмитрия Медведева - за создание и внедрение програм- мы «Родовые серти- фикаты».